(Рус) Проверено, доказано – ГБО в авто не опасно
Повальный переход с бензина на газ продолжает порождать множество мифов об опасности установки ГБО. Люди, которые понятия не имеют, каково устройство газобаллонной установки, и как правильно ее использовать, уверены (и уверяют остальных), что самая большая опасность кроется в двух моментах:
- газ опаснее бензина, он нагревается, расширяется и неизбежно взрывается;
- ГБО нельзя ставить на легковые авто, можно только на крупногабаритный транспорт.
Недостаток знаний, информации и практики порождают подобные слухи. Так ли опасен газ на авто в действительности, или слухи все-таки несколько преувеличены?
Откажитесь, наконец, от привычки верить мифам, доверяйте фактам.
Составляющие ГБО, о которых стоит позаботиться для повышения безопасности
Информация для тех, кто утверждает, что газ опаснее бензина. Отнюдь. И вот почему.
Воспламеняться могут оба вещества при внештатной ситуации. Другое дело, как эта ситуация влияет на смеси.
- Температура возгорания бензина 250 градусов, а пропан-бутановой смеси около 550 градусов.
- Бензину нужно гораздо меньше воздуха чтобы “разгореться”, всего 0,6-1,5% в смеси с воздухом, а для газа этот предел 1,8-2,4%.
- При возгорании газовый баллон начнет стравливать газ через 5-12 минут, пассажиры и водитель имеют возможность эвакуироваться.
Теперь рассмотрим элементы газобаллонной установки, которые непосредственно участвуют в процессе закачивания газа и его использования.
Газовый баллон
Это “главный подозреваемый” для большинства обывателей – самый опасный и несущий угрозу жизни. Давайте обратимся к фактическим данным.
- Бензобак выдерживает ударную прочность до 5 тонн, а стальной газ-баллон – до 20 тонн.
- Стенки пропан-бутановых баллонов изготовлены из многослойных материалов. Это обеспечивает высокий уровень прочности баллона в сравнении с бензобаком.
- ГБО-баллоны проходят все уровни по контролю и проверке на герметичность сварочных швов, изменение уровня давления и пр.
Тороидальный пропан/бутан-баллон
Сжиженный газ содержится в стальных емкостях под давлением в отличие от бензина. Уровень давления может достигать 16-20 Атм. Газовый баллон рассчитан на увеличение давления до 30 Атм.
Так, при обычных условиях запас прочности достаточный.
Для повышения уверенности в использовании ГБО достаточно найти на YouTube видео испытаний баллонов на разгерметизацию. Разрыв стенок происходит при повышении давления до 80 Атм.
Что происходит при повышении давления до 30 Атм?
- срабатывает предохранительный клапан;
- избыток газа стравливается через него;
- баллон опустошается почти полностью.
Вывод – взрываться становится нечему даже при критических изменениях внешних условий.
Мультиклапан
Этот элемент выполняет сразу несколько функций:
- участвует в заправке;
- подает газ в систему;
- обеспечивает безопасность.
Элементы мультиклапана и их назначение описаны ниже.
- Клапан предохранительный. Он нужен для стравливания излишков газа и доведения уровня повышенных атмосфер до нормы. Срабатывает при повышении давления и температуры, при заполнении газового баллона более чем на 80%.
- Поплавок отсекающий. Применяется в мультиклапанах типа В – отсутствие предохранительного клапана компенсируется наличием поплавка, который ограничивает заполнение емкости бака более чем на 85%.
- Клапан скоростной. Перекрывает подачу газа в случае повреждения подающей трубки, чтобы выход паров под высоким давлением не создал угрозу безопасности водителя и пассажиров. Вручную также можно перекрыть вентили – заправочный и расходный.
- Клапан обратный. После окончания заправки выход газа останавливается во избежание попадания его на кожу. Учитывая его низкую температуру 40-50 градусов Цельсия ниже нуля, есть вероятность обморожения.
- Топливный датчик. Информирует о низком уровне топлива в баллоне.
- Клапан электромагнитный. Отключает подачу пропан-бутановой смеси в случае выключения зажигания. ЭМК перекрывает клапаны, препятствует скоплению паров под капотом. ГБО с ЭМК дороже, но уровень безопасности возрастает.
Все эти элементы в совокупности обеспечивают необходимый уровень безопасной эксплуатации газобаллонного оборудования.
Самые распространенные проблемы и их устранение
Какие проявления газобаллонной установки чаще всего пугают водителей? Рассмотрим наиболее частые из них, и пути решения.
Проблема: отчетливый запах газа в выхлопе. Это безопасно: газ быстро испаряется, угроза взрыва полностью исключена. Утечка и скопление бензина опаснее.
Решение: устранение утечки производится только в условиях автосервиса, у которого есть необходимый пакет документов на проведение таких работ.
Проблема: запах газа в салоне. Причины – остатки несгоревшего одоранта из воздухозаборников, поломка запорной арматуры, неправильное удаление конденсата в ГБО 1-2 поколения.
Решение: перекрыть распределительный вентиль газ-баллона и обратиться в автосервис. Если у вас ГБО ниже 4го поколения, установите новое оборудование и проблема больше не повторится.
Проблема: запрет на курение.
Решение: воздержаться от этой привычки. Не по причине угрозы возгорания, а из-за появления стойкого табачного запаха.
Итог – чтобы эксплуатация ГБО проходила без проблем, необходимо вовремя проводить ТО автомобиля и установки, следить за соблюдением правил техники безопасности.